A123

A123

 

Китай вернул к жизни американскую компанию А123Systems – революционера в мире энергетики 

 

Литий-железофосфатные и LTO-литий титанатные аккумуляторы обладают именно теми техническими характеристиками, которые требуются для источников постоянного питания электротранспорта: быстрая зарядка, большая ёмкость при меньшем объёме, высокие токи, безопасная эксплуатация и хранение, нетоксичность. 

  

Своим появлением на свет они обязаны Йет Мин Чангу – профессору Массачусетсского технологического института. А также инженеру-электрохимику Барту Райли и 26-летнему предпринимателю Рипу Фулапу. 

 

Как всё начиналось? 

 
В конце 2000 года Чанг обнаружил и описал феномен самоорганизации смеси наночастиц кобальта и графита. Барт Райли определил, что открытый феномен позволит производить аккумуляторы с удвоенной ёмкостью и себестоимостью, наполовину меньшей. А Рип Фулап благодаря своему предпринимательскому таланту смог найти инвесторов и организовать производство Li-ion батарей в Китае. 

 
Созданная под это проект компания А123Systems была названа в честь константы Гамакера, которую используют для расчётов поведения наночастиц. 

 
В 2003 году обнаружилось, что технология сырая. Срок службы батарей с LiCoO2 катодом короткий, так как кристаллическая решётка электрода разрушается через пару-тройку циклов заряда. 

 
 А вот LiFePOоказался очень даже перспективным в роли катода аккумулятора. Он нечувствителен к нагреву, не имеет проблем с утилизацией, стоит недорого, стабилен. Введённое золото и медь превратили наноструктурированный LiFePO4 в практически вечную структуру, которая не изнашивалась и служила дольше, чем приборы. 

 
Взлёт и падение 

 
Именно в это время компания Black & Decker искала подходящие для своего переносного электроинструмента аккумуляторы. Обычные Li-ion батареи не устраивали производителей, потому что не обеспечивали высокий ток нагрузки и могли взорваться при нагреве.